Состояние формирования и реализации государственной экономической политики регулирования пассажирского транспорта

Статьи » Механизмы государственного регулирования общественного транспорта » Состояние формирования и реализации государственной экономической политики регулирования пассажирского транспорта

Страница 6

Стоимостная теория цены формируется в работах У. Петти, Д. Рикардо, А. Смита, но завершённую форму приобретает в трудах К. Маркса и его последователей. По К. Марксу объективной основой стоимости является абстрактный труд, а товар имеет стоимость и цену, являющуюся денежной формой проявления стоимости [52]. Стоимостная теория является теоретической платформой для методов ценообразования, которые получили название затратных. В их основе лежит калькулирование затрат производителя и определение цены предложения как суммы себестоимости производства и реализации продукции и планируемой величины прибыли, которая часто определяется в процентах от сложившейся себестоимости. Затратные методы являлись основными в социалистической плановой экономике и продолжают широко использоваться в настоящее время для расчёта альтернатив цены производителя. В практике регулирования тарифов на пассажирские перевозки затратные методы наиболее распространены, т.е. управляющие органы требуют от перевозчиков обоснования тарифов на основании сложившихся затрат.

Полезностная теория начинает складываться в работах Ф. Галиани, затем Г. Госсена и находит своё наиболее полное завершение в трудах австрийской школы политэкономии (К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер) [56]. В качестве основания цены К. Менгер предлагает использовать потребность, «освобождая» цену от стоимости и измеряя цену той суммой денег, которую готов заплатить покупатель, исходя из необходимости удовлетворения своей потребности. Например, Е. Бем-Баверк пишет: «Цена от начала до конца является продуктом субъективных определений ценности» [56]. Полезностная теория создаёт теоретическую базу для определения цены спроса и широко используется в рыночной теории и практике ценообразования. Однако если анализировать применение методов, построенных на полезностной теории, которые часто называют методами рыночного ценообразования (что не совсем корректно), то окажется, что они значительно реже используются в практике регулирования тарифов, нежели затратные.

Особую роль в теории ценообразования сыграли теория занятости Дж.М. Кейнса и денежная теория И. Фишера – М. Фридмена. Они изучали влияние количества денег на уровень цен и показали, что нет прямой, непосредственной связи и точного, жёстко определённого соотношения между темпом роста денежной массы и ростом цен. Например, Дж.М. Кейнс писал: «…вместо постоянных цен при наличии неиспользованных ресурсов и цен, растущих пропорционально количеству денег в условиях полного использования ресурсов, мы практически имеем цены, постоянно растущие по мере увеличения занятости факторов» [39]. Если анализировать практику ценообразования в сфере пассажирских перевозок, то отслеживаются не количество денег в макроэкономической системе, а инфляционные процессы, которые, безусловно, влияют на уровень тарифов, и при назначении (утверждении) последних индексы инфляции обычно учитываются. Хотя если в процедурах утверждения тарифов используются затратные методы, то результаты инфляции непосредственно отражаются на уровне затрат и повторно учитывать инфляцию нет необходимости.

Результатная теория цен даёт хорошие результаты при обосновании размеров дотаций и цен производителя (предложения), но в практике хозяйствования ещё не нашла широкого применения. На основе результатных методов определяются цены на услуги коммунального хозяйства, например, по отоплению и горячему водоснабжению, а также на уголь. Использовать эти методы при назначении тарифов целесообразно в части анализа альтернатив и путей повышения эффективности работы городского пассажирского транспорта.

Государственное регулирование цен характерно для большинства стран с экономикой смешанного типа. В настоящее время в странах Запада развиваются теория, методы, научные школы и системы административно-государственного регулирования, функции административных органов, институты государственной службы. Осуществляется как прямое регулирование и контроль за ценами, так и воздействие на цены с помощь законодательных, административных и бюджетно-финансовых методов и мероприятий с целью стабилизации развития экономической системы, ликвидации кризисных явлений и противодействия инфляции или дефляции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Рекомендуем также:

Разработка эксплуатационно-технических требований к системе централизованного контроля подвижного состава
Аппаратура централизованного контроля подвижного состава строится на базе существующих систем обнаружения перегретых букс. Для осуществления комплексного контроля на перегоне помимо обнаружения перегретых букс необходимо контролировать ряд других параметров, таких как дефекты колес по кругу катани ...

Распределение трудоемкости ТО и ТР по видам работ
С целью расчета численности рабочих различных специальностей и принятия решений о создании зон и участков АТП, распределим трудоемкости ТО-1, ТО-2 и ТР по видам работ. Для этого используем данные табл. А-15 и А-16 [4] о примерном распределении трудоемкости по видам работ в процентах. Результаты р ...

Головка цилиндров
Головка цилиндров вместе с поршнями и стенками цилиндров образует замкнутое пространство, в котором совершается рабочий цикл двигателя. Головка цилиндров при работе двигателя воспринимает механические нагрузки от сил давления газов и тепловые нагрузки от нагрева стенок горячими газами, поэтому она ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.transportpart.ru