Механизмы государственного регулирования общественного транспорта

Статьи » Механизмы государственного регулирования общественного транспорта

С ростом парка автомобилей, в том числе за счёт ввоза подержанных иномарок, в России сохраняется высокая аварийность из-за неудовлетворительного технического состояния транспортных средств. Вслед за ростом численности автопарка, с развитием рынка сервисных услуг, обостряется конкурентная борьба. В современных условиях актуальным является решение проблем по обеспечению качества обслуживания и ремонта, реализация новых подходов в организации предприятий.

И крупному, и малому бизнесу для поступательного развития сегодня необходимо использование современных методов хозяйствования, логистики и маркетинга. Уже на этапе создания предприятия необходимо решить ряд вопросов организационно-производственного и финансового характера, провести маркетинговое исследование, то есть изучить рынок в конкретном регионе, городе.

В условиях высокого уровня конкуренции, когда в одинаковых рыночных сегментах очень незначительные различия в номенклатуре и цене услуг, как правило, в пределах 5–10 %, реально влияющим на конечную прибыль предприятия становятся качество услуг, культура обслуживания и эстетика производства. Важную роль играет государственное регулирование, контроль безопасности результатов оказываемых услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей для окружающей среды, жизни, здоровья, имущества клиента. Нормативно-правовая база (стандарты, руководящие документы, нормативы, правила) определяет условия обеспечения экономической безопасности исполнителя и клиента. К основным законодательным актам относятся: законы «О безопасности дорожного движения», «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства измерений», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Стандарты качества, ГОСТы, Руководства и т.д. Наличие нормативно-правовой базы по оказанию автосервисных услуг говорит о достаточно серьёзном регулировании этого сектора, в отличие от других отраслевых групп.

Наряду с положительными факторами влияния государственного регулирования на развитие рынка данных услуг необходимо отметить несовершенство существующей системы.

Концепция государственного регулирования в системе управления техническим состоянием автотранспортных средств в Российской Федерации, разработанная авторским коллективом под руководством Г.П. Николаева в 1996 г., явилась базой для разработки реализующих её систем в переходный период, в 1997 г. одобрена Правительством РФ. За основу были приняты фундаментальные теоретические исследования управления дорожно-транспортным комплексом России, а также практический опыт государственных учреждений, организаций и предприятий.

Следует иметь в виду, что формы, методы регулирования зависят от состояния экономики, транспортного рынка, государственной политики. Сегодня рыночные отношения существенно изменились, сформировалась конкурентная среда, в связи с многочисленными преобразованиями в стране и регионах меняются приоритеты. Сегодня цель государственного управления автотранспортом и рынком автосервисных услуг – это не только обеспечение безопасности людей и эффективная деятельность предприятий, на первый план выходят качество жизни, экологическая безопасность – это уже является национальной программой, а значит, необходимо вести поиск новых методов, систем, процессов, изучать зарубежный опыт.

Актуальность государственного регулирования очевидна. В диссертационном исследовании «Организационно-экономический механизм государственного регулирования общественного пассажирского транспорта» О.И. Русаковой на примере общественного пассажирского транспорта разработаны модели, подсистемы, принципы, функции и механизмы реализации экономической политики государственного регулирования, а также комплексная оценка эффективности и качества механизма государственного и муниципального регулирования.

Необходимо определить содержание и основное направление государственной политики – повышение качества жизни населения, создать эффективные методы процедуры её формирования. Сегодня в результате анализа нормативно-правовой базы государственного регулирования можно выделить два основных направления и принципа развития рынка данных услуг.

Снижение аварийности на автомобильном транспорте является приоритетной социально-экономической и научно-технической проблемой, одним из путей решения которой является повышение эксплуатационной безопасности автотранспортных средств методами контроля и восстановления технического состояния систем их активной безопасности. Принцип безопасности – обеспечение дорожной безопасности города, района, который заключается в следующем: увеличение числа автомобилей в хорошем техническом состоянии ведёт к снижению количества дорожно-транспортных происшествий, уменьшению ущерба городскому хозяйству и жителям.

Оценка данного направления также находится в прямой зависимости с качеством автосервисных услуг. Это направление необходимо развивать по разработке критериев оценки. Эти критерии могут быть разработаны как на уровне государственных органов, так и на территориальном уровне.

Экологический принцип: экологическая безопасность города обеспечивается за счёт ограничения доступа на рынок автосервисных услуг таких предприятий, которые не отвечают экологическим требованиям.

Одним из важнейших показателей социально-политической и экономической стабильности является надёжная и эффективная работа общественного пассажирского транспорта, инфраструктура которого, по данным Минтранса России, состоит из междугородных, пригородных, городских автобусных маршрутов и электрического транспорта.

Транспорт является важнейшей составляющей производственной инфраструктуры страны, от его устойчивого и стабильного функционирования зависит стабилизация экономики, национальная безопасность, улучшение условий и уровня жизни населения.

Микроавтобусы занимают значительную долю в пассажирских перевозках в последнее десятилетие в связи с тем, что автобусный парк был изношен, электротранспорт сокращён до минимума, в некоторых городах практически исчез.

На основании постановления Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» и Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» микроавтобусы относятся к общественному пассажирскому транспорту. Постановлением Правительства РФ введено понятие «регулярные перевозки», которые относятся к перевозкам транспортом общего пользования. Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются транспортными средствами М2 и М3, что определено Федеральным законом: М2 – транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет помимо места водителя более 8 мест для сидения, масса которого не превышает 5 тонн. М3 – транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и багажа, имеет помимо места водителя более 8 мест для сидения, масса которого превышает 5 тонн.

Указанные законодательные акты влекут за собой значительные изменения в организации и управлении процессом перевозок пассажиров городским общественным транспортом, а также в обеспечении финансирования. Сразу возникает проблема с перевозкой льготных категорий граждан. До настоящего времени льготников перевозили только автобусами, расходы по перевозке льготников предприятиям компенсировали из различных уровней бюджета. По результатам конкурсов органы местного самоуправления заключают контракты с автотранспортными предприятиями, предусматривая условия перевозки льготных категорий граждан и оплату. На текущий 2009 г. в контрактах с предприятиями, осуществляющими перевозку пассажиров маршрутными такси, не предусмотрено субсидирование льготных категорий граждан.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация городских перевозок пассажиров. Органы местного самоуправления и автопредприятия не могут приступить к исполнению постановления Правительства РФ без дополнительных законодательных актов. Необходимо пересмотреть условия конкурса, изменить условия контрактов, что повлечёт за собой увеличение бюджетных средств за счёт того, что тариф на перевозку одного пассажира маршрутными такси в полтора раза выше тарифа на автобусные перевозки.

Для исполнения постановления Правительства РФ необходимо увеличить бюджеты всех уровней: федеральный, региональный, местный бюджет на 20–25 %. Особенностью современной ситуации является проблема дополнительного финансирования в условиях мирового финансового кризиса, в то время когда секвестируются бюджеты всех уровней.

В настоящее время особую актуальность приобретает разработка инвестиционных программ с привлечением целевых средств из федерального и областного бюджетов для расширения и обновления автобусного парка. Это позволит сократить бюджетные средства для компенсации расходов на перевозку льготных категорий граждан, в чём прямая заинтересованность не только органов местного самоуправления, но также федеральных и региональных структур. Для реализации данных вопросов необходимы федеральные и региональные программы.

Однако актуальность разработки инвестиционных программ не только в привлечении бюджетных источников. Инвестиционные программы позволят в первую очередь использовать эффективный источник финансирования – привлечение частных инвестиций как для обновления автобусного парка, так и для реконструкции, расширения производственной и ремонтной базы автопредприятий.

Сегодня необходимо учитывать, что тарифы на водные ресурсы, на тепловую энергию высоки, государство планирует в 2012 г. перейти к свободным ценам на электроэнергию и газ. Следовательно, необходимо внедрение новых энергосберегающих технологий для сокращения расходов на энергоносители: реконструкция и модернизация производственной базы в целях сокращения расходов на электроэнергию, обновление автопарка и оптимизация маршрутов для экономии газа и ГСМ, внедрение новых технологий и использование вторичных ресурсов – в целях сокращения расходов на тепловую энергию, воду (например, при мойке автотранспорта).

В условиях мирового финансового кризиса предприятия испытывают воздействие негативных экономических факторов: снижение платёжеспособности потребителей, органы тарифного регулирования ужесточат требования с целью предотвращения возникновения социальной напряжённости. В этих условиях чрезвычайно важно добиться разумного сдерживания тарифов за счёт снижения реальной себестоимости услуг, обновления парка, энергосберегающих технологий, организации управленческого учёта.

Обновление автопарка, внедрение новых технологий положительно скажется на экологической ситуации, на качестве услуг, на качестве жизни. Финансовый кризис – не повод отказываться от намеченного, приоритетными задачами остаются национальная безопасность, качество жизни. Особое значение приобретает цивилизованное развитие пассажирского транспорта, качество предоставляемых услуг, отвечающее международным стандартам.

Для решения поставленных Правительством РФ задач сегодня необходим комплексный подход, который найдёт своё отражение в федеральных, областных, городских программах развития пассажирского транспорта, в инвестиционных программах каждого предприятия.

Рекомендуем также:

Расчет потребного оборудования для участка
Потребное количество фрезерных и токарных станков определяется по формуле: , (3.1) где N – годовая программа ремонта, N=3000 вагонов; Ноб – норма в станкочасах на ремонт одной автосцепки: для фрезерных станков Ноб=0,7 ст. ч, для токарных станков Ноб=0,25 ст. ч; – действител ...

Электрическая трансмиссия
Это бесступенчатая передача, в которой крутящий момент измеряется плавно, без участия водителя, в зависимости от сопротивления дороги и частоты вращения коленчатого вала двигателя. В электрической трансмиссии (см. нижнюю половину рис. 6) двигатель 1 внутреннего сгорания приводит в действие генера ...

Скрепер самоходный
ТО-1 ТО-2 Т СО К ТО-1 ТО-2 Т СО К 100 500 1000 2 6000 8 36 420 10 1300 Нпл=2024 ЗМР=41% Расчет трудоемкости: технический обслуживание дорожный машина 6.Скрепер самоходный ТО-1 ТО-2 Т СО К ТО-1 ТО-2 ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.transportpart.ru