Состояние формирования и реализации государственной экономической политики регулирования пассажирского транспорта

Статьи » Механизмы государственного регулирования общественного транспорта » Состояние формирования и реализации государственной экономической политики регулирования пассажирского транспорта

Страница 4

Описанные теории помогают объяснить многие явления, сопутствующие развитию экономических систем, и являются теоретической базой концепции управления, которая во главу угла ставит способность рынка к саморегулированию, отвергая сколько-нибудь весомое регулирование рынка со стороны государства (хотя ни одна из экономических школ не отвергала способность государства влиять на рынок, следовательно, на устанавливаемое равновесие). Например, М. Фридман в своих работах доказывает, что «сложная, организованная, постепенно развивающаяся система может эволюционизировать и процветать без всякого центрального управления» [97].

Т. Николис и И. Пригожин в своей работе [62] показали, что порядок возникает из хаоса (беспорядка) при наличии определённых условий, а Б.Ю. Сербиновский – что в каждой экономической системе одновременно присутствуют упорядоченность и хаос и существует циклический процесс смены упорядоченности (преобладания порядка) хаосом с последующим возвращением к порядку, но в качественно и количественно новом состоянии [84, 85, 86].

Теории саморегулирования могут и должны применяться в описании процессов, происходящих в экономических системах, однако они не лишены недостатков, т.к., во-первых, социально ориентированное государство имеет вполне определённые цели и должно управлять макроэкономической системой так, чтобы достигать эти цели в намеченные сроки. Справедливости ради следует отметить, что одной из целей является стабилизация экономической системы, а точнее – создание условий для стабильного развития, что вполне созвучно с синергетической теорией и предполагает использование способности рынка к саморегулированию. Во-вторых, субъекты экономической системы не всегда конкурируют, а достаточно часто находятся в отношении сотрудничества и взаимопомощи. В-третьих, государство за счёт налоговой системы может проводить и проводит политику социальной защиты и повышения жизненного уровня населения (качества жизни).

Именно недостатки описанных выше теорий позволили Дж. Кейнсу выдвинуть теорию макроэкономического регулирования рынка путём применения рычагов фискальной и кредитно-денежной политики. Он доказал, что механизмы рынка и свободного предпринимательства имеют предел эффективного действия и не создают условия, когда современная экономическая система является полностью саморегулирующейся [39]. Дж. Кейнс и его последователи попытались дополнить рыночную самоорганизацию государственным регулированием. Недостатком теории считается недооценка роли денег в макроэкономическом регулировании. Но этот недостаток восполняет современная теория монетаристов – теория рационального ожидания, в которой, однако, основной упор делается на экономической свободе.

Современная практика управления комплексно использует известные современные теории, пытаясь найти тот предел государственного регулирования рынка, за которым такое вмешательство перестаёт быть эффективным. Например, практика реформ показала, что методология неолиберализма, которая на практике сводится к «шоковой терапии», не является эффективным методом экономических преобразований, т.к. связана с существенной потерей экономического потенциала и конкурентных позиций макроэкономической системы в мировом экономическом пространстве на долгие годы. Поэтому современная практика государственного регулирования приемлет активное вмешательство государства в рыночные отношения, совмещённое с эволюционной теорией развития макроэкономической системы.

Современные теории макроэкономического регулирования связываются с социально ориентированным государственным управлением. Например, Е.П. Пешкова пишет: «Мировой опыт социально ориентиро-ванных систем с высоким жизненным уровнем населения (особенно в скандинавских странах) показывает, что последовательное разрешение основного экономического противоречия (по Е.П. Пешковой – это противоречие между уровнем удовлетворения материальных и духовных потребностей субъекта и степенью реализации его экономического потенциала) возможно только при соблюдении следующих принципов экономической свободы или поведения граждан:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Рекомендуем также:

Классификация парка машин по мобильности
Экскаватор одноковшовый предназначен для разработки грунтов 4 категории включительно без предварительного разрыхления, а также более прочных грунтов, включая мерзлые и скальные, после их разрыхления другими средствами. Гусеничные ходовое оборудование устройства служат как для перемещения экскавато ...

Техническое обслуживание тормозных систем
Перечень выполняемых работ при проведении ЕТО, ТО-1, ТО-2, СТО. Описание регулировочных работ При контрольном осмотре проверяют отсутствие подтекания тормозной жидкости или утечки воздуха из тормозного привода; на ходу автомобиля контролируют надежность действия тормозов и степень нагрева тормозн ...

Сведения о портах
Порт Южный Порт Южный оборудован в Аджалыкском лимане в 4,2 мили к ENE от мыса Дофиновский. В лимане ведутся гидротехнические и дноуглубительные работы по дальнейшему строительству порта и углублению его акватории. Вход в порт защищен двумя молами: западным и восточным. Гидрометеорологические св ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.transportpart.ru