Общее состояние аварийности в Российской Федерации, а также результаты деятельности органов управления всех уровней в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (ОБДД) обусловливают необходимость совершенствования сложившейся к настоящему времени системы управления в данной области. Система управления в сфере ОБДД (СУ ОБДД), в значительной степени заимствованная из сложившейся в бывшем СССР системы, достаточно быстро была адаптирована к методам рыночного регулирования правоотношений. В институциальном и правовом отношениях оформлены и развиваются новые формы экономического воздействия и стимулирования деятельности по ОБДД при производстве продукции и оказании услуг, такие как лицензирование, сертификация, страхование на автомобильном транспорте и др.
Рассмотрим используемую в настоящее время СУ ОБДД, основу которой составляет управляющий уровень (рис. 4.4). Вся же система характеризуется:
высокой степенью сложности, обусловленной большим числом входящих в неё подсистем и элементов и выполняемых ими функций;
высокой степенью взаимосвязей подсистем элементов;
территориальной распространённостью и иерархичностью построения;
тесным взаимодействием функциональных подсистем обеспечения контроля;
сложностью и слабой формализуемостью алгоритмов выбора тех или иных управленческих решений;
необходимостью реализации принципов программно-целевого управления;
большими объёмами собираемой и обрабатываемой при этом информации, а также многими другими факторами, наличие которых позволяет отнести такую систему к классу распределённых многоуровневых крупномасштабных организационно-технических систем управления.
Основной задачей каждого из федеральных органов управления (рис. 4.4) является формирование и реализация государственной политики в области их конкретной функциональной деятельности в соответствии с их отраслевыми признаками. Вместе с тем, у каждого из них имеются в рамках предоставленных полномочий, закреплённых в соответствующих положениях об их деятельности, дополнительные функции отраслевого или межотраслевого управления по отдельным направлениям в ОБДД.
В то же время проблема построения структуры такой системы включает:
выбор числа уровней и подсистем;
выбор принципов организации управления как системы в целом, так и её отдельных подсистем (согласование целей уровней и подсистем, распределение прав и ответственности, создание контуров принятия решений и т.д.);
организацию системы сбора, передачи и анализа информации на каждом уровне иерархии управления;
формализацию измерителей качества функционирования СУ ОБДД в целом и её отдельных подсистем, а также другие вопросы, решение которых обеспечивает эффективное выполнение функций управления, реализуемых в процессе достижения системой поставленных целей.
При этом в системе управления ОБДД в Российской Федерации отсутствует институционально организованный орган управления функционированием системы в целом.
Системообразующие признаки в данной сфере деятельности обеспечиваются за счёт наличия целевого подхода, позволяющего осуществлять согласование по целям управления отдельными подсистемами на различных уровнях иерархий.
На наш взгляд, наиболее полно целям совершенствования и развития СУ ОБДД отвечало бы создание специализированных научно-технических и методических центров головных организаций по отдельным направлениям деятельности в данной сфере.
Для определения области их деятельности построим структуры СУ ОБДД, основываясь на работах А.И. Рябчинского [78] и используя метод агрегативно-декомпозиционного подхода при построении дерева взаимосвязей. В общем виде схема такой структуры представлена на рисунке 4.5.
По принятой в теории управления терминологии по горизонтали расположены уровни, а по вертикали – ветви дерева взаимосвязей в рассматриваемой структуре системы. Очевидно, что на I уровне структуры управление указанными подсистемами не может управляться единым субъектом – главной организацией из-за многоплановости решаемых задач по ОБДД. Исключение может составлять подсистемы IV и V, управление которых функционально может осуществляться из единого научно-методического центра. Для установления подобных институтов управления в подсистемах I–III целесообразен переход на II уровень иерархии дерева взаимосвязей.
Рассматривая далее обеспечение безопасности АТС, следует разделить понятия конструктивной и эксплуатационной безопасности АТС как подсистем СУ ОБДД, в этой связи предлагаются подходы (схемы) управления безопасностью АТС в условиях эксплуатации в России (рис. 4.6).
Рекомендуем также:
Расчет внешней скоростной характеристики двигателя
Внешняя скоростная характеристика двигателя представляет собой зависимость мощности и вращающего момента на выходном конце коленвала двигателя от частоты вращения коленвала при полностью открытой дроссельной заслонке или полностью выдвинутой рейке топливного насоса высокого давления. Зависимость м ...
Расчет трудоемкости работ ДСМ и СМО
Трудоемкость выполнения рассчитанных обслуживаний и ремонтов для каждого вида машин производится по формуле:
(12)
где - количество соответствующих видов обслуживания (ремонтов) для каждой машины.
- трудоемкость выполнения соответствующего вида ремонта или технического обслуживания в ч.часах ( ...
Определение допускаемого значения продольного смещения
В соответствии с заданием, масса перевозимого груза равняется 28,6 тонн. Допускаемое продольное смещение центра тяжести груза приведем таблице 2
Таблица 2
Допускаемое продольное смещение центра тяжести груза
Масса груза,Т
Lс,мм
25
2070
30
1970
Допускаемое продольное см ...