На чертеже представлен многодисковый тормоз для колес транспортных средств, разрез.
Многодисковый тормоз содержит корпус тормоза 1, блок цилиндров 2 с поршнями 3, пакет фрикционных дисков 4 и упругий диск 5 с опорной частью по его внешнему контуру, выполненной в виде внешнего и внутреннего буртов 6, 7 с зазором "h1" между их контактными поверхностями. Зазор "h1" и толщины внешней и внутренней стенок 8, 9 соответственно определяются величиной нарастания рабочего давления в блоке цилиндров 2 и, соответственно, величиной нарастания распорного усилия в начале торможения, когда образуется всплеск вибрации, и рассчитываются, исходя из конкретных условий эксплуатации.
Для расширения диапазона гасимых вибрационных нагрузок, стенка 8 выполнена тоньше стенки 9.
Многодисковый тормоз работает следующим образом:
При подаче тормозного давления, возникающие на начальном этапе торможения всплески вибрационных нагрузок приводят к деформации стенки 8 на величину "h1", и тормозные диски 4 упрутся в бурт 7, и на дальнейшем этапе торможения вибрационные нагрузки будут гаситься упругостью стенки 9.
В случае возникновения в тормозе высокочастотных колебаний, приводящих к деформации стенки 9 на величину выше расчетной, последняя отгибается на величину "h2 – h1" до упора тормозных дисков 4 своим внутренним контуром в жестко закрепленную на корпусе тормоза, часть 10 упругого диска 5, в результате тормозные диски 4 раскрываются веером. Это приводит к уменьшению радиуса трения и сокращению контактной площади торможения дисков, ограничивая дальнейшее увеличение момента и предохраняя тормоз от чрезмерных нагрузок.
Таким образом, благодаря выполнению опорной части упругого диска в виде двух буртов с возможностью последовательного их контактирования с пакетом тормозных дисков, вибрационные нагрузки в тормозе гасятся во всем диапазоне времени торможения, в результате чего обеспечивается повышение надежности и срока службы тормоза.
Многодисковый тормоз, содержащий корпус тормоза, блок цилиндров с поршнями, пакет тормозных дисков и упругий диск с опорной частью по внешнему контуру, отличающийся тем, что опорная часть выполнена в виде двух буртов с возможностью последовательного их контактирования с пакетом тормозных дисков от внешнего контура к внутреннему.
Существуют также камерные тормоза, устанавливаемые на автомобилях особо большой грузоподъёмности.
Камерные тормоза называют по виду нажимного устройства — пневматической или гидравлической камеры. Они имеют следующие преимущества, проявляющиеся в большей степени при использовании на мощных машинах, например автомобилях большой грузоподъемности: большая компактность тормоза; равномерное распределение давления по всей длине поверхности трения и максимальное использование рабочей поверхности барабана; равномерный износ пары трения; обеспечение больших тормозных моментов отсутствие дополнительных нагрузок на подшипники колеса при торможении одинаковая эффективность торможения при движении автомобиля вперед и назад; высокая стабильность в работе вследствие отсутствия самоусиления меньшая масса тормоза (замена барабанных тормозов в автомобиле на камерные уменьшает его массу на 5-7%).
тормозной механизм автомобиль
Рисунок 10. Камерные тормоза
К недостаткам камерных тормозов относятся ухудшенный тепловой режим из-за того, что коэффициент перекрытия их близок к единице (чаще всего 0,8—0,9); малый коэффициент эффективности, вследствие чего для получения определенных тормозных моментов нужны большие, чем в других барабанных тормозах, приводные усилия; отсутствие компенсатора износа фрикционных накладок, что приводит по мере их изнашивания к увеличению зазоров между накладками и тормозным барабаном, увеличению рабочих ходов камеры и расходу жидкости (или воздуха), необходимой для затормаживания; повышенная пожароопасность тормозов с гидрокамерами вследствие возможного попадания тормозной жидкости на имеющий высокую температуру тормозной барабан в случае разрушения камеры из-за перегрева или по иной причине.
Камерный тормоз (рисунок 10) содержит барабан, камеру 2, закрепленную на невращающемся тормозном щите 3, и тормозные накладки 4. Иногда камерные тормоза выполняют без накладок (рисунок 10).
На рисунок 7, в показан камерный высокомоментный тормоз фирмы Гудрич (США), предназначенный для установки на автомобили большой грузоподъемности и тягачи повышенной проходимости. Внутри барабана размещен тормозной щит, оснащенный боковыми фланцами 10, ограничивающими осевое перемещение тормозной камеры 9 и фрикционных накладок 7. Тормозная камера 9 закреплена на щите 11 и не имеет жестких связей с фрикционными накладками 7, которые соединены с фланцами 10 опорными стержнями (на рисунке не показаны), ограничивающими их перемещение по дуге окружности и передающими тормозные усилия от накладок 7 тормозному щиту 11. Пластинчатые пружины 8, смонтированные в накладках и входящие концами во фланцы 10, обеспечивают размыкание. Для исключения защемления камера в промежутках между накладками 7 закрыта стальными щитками 5. Эти тормоза имеют гидропривод, причем их главный тормозной цилиндр снабжен регулировочным устройством, автоматически поддерживающим постоянный зазор между барабаном и фрикционными накладками по мере их изнашивания.
Рекомендуем также:
Применяемые способы восстановления коленчатого вала
Основной дефект коленчатых валов — износ коренных и шатунных шеек. Износ шеек устраняют шлифованием их под ремонтный размер. Для шлифования валов служат станки ЗА423 или ЗВ423. Шейки вала шлифуют электрокорундовыми кругами на керамической связке зернистостью 16 .60 мкм, твердостью СМ2, CI, С2, СТ1 ...
Технико-экономическое обоснование
Работоспособность подвижного состава обеспечивают различные предприятия автомобильного транспорта, предназначенные для технического обслуживания, ремонта, хранения автомобилей и обеспечения их эксплуатационными материалами.
Высокие трудовые и материальные затраты на поддержание подвижного состава ...
Механическая бесступенчатая трансмиссия
Это фрикционная трансмиссия, в которой для плавной передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам используется сила трения.
На рис. 5 приведена схема клиноременной передачи, которая представляет собой фрикционную бесступенчатую передачу.
Крутящий момент от двигателя через сцепление пе ...