Анализ экономической политики в отношении пассажирского транспорта на примере городов Ростовской области

Статьи » Механизмы государственного регулирования общественного транспорта » Анализ экономической политики в отношении пассажирского транспорта на примере городов Ростовской области

Страница 2

Поэтому требуется разграничивать рыночную (коммерческую) и нерыночную деятельность, связанную с производством общественных благ. В области общественных пассажирских перевозок мы имеем дело со «смешанными» общественными благами, т.е. деятельностью по удовлетворению потребностей и оказанию услуг, одна часть которых связана с коммерческой деятельностью и рыночными, но социально-экономи-ческими оценочными критериями, а другая – с общественным сектором экономики и дотируемыми услугами, следовательно, в первую очередь с социальными, а затем и экономическими (в том числе дотационными) критериями.

Поскольку таких общепринятых критериев (в рамках поставленной в работе цели, выделенных объекта и предмета исследования) ещё не найдено, то задача состоит в правильной оценке результатов этого вида деятельности и регулирования общественного пассажирского транспорта. Вместе с этим в число критериев всегда будут входить применяемые на практике такие характеристики деятельности, как объёмы производства услуг, цены (тарифы) и объёмы дотаций (госзаказ) на перевозку льготных пассажиров. Задача регулирования с учётом коммерческих и социальных целей достаточно известна. Поэтому при принятии любого решения требуется согласование инструментов рыночного регулирования и социальной политики на основе двух принципов – строгого разграничения и одновременно максимально взаимосвязанного применения критериев двух рассматриваемых типов. Применение указанных принципов в практике регулирования общественного пассажирского транспорта ещё не нашло применения. Следовательно, требуется, во-первых, выполнить разграничение критериев, а во-вторых, обеспечить создание метода комплексной и гибкой оценки и соответствующего комплексного критерия регулирования, которые не обязательно должны быть вычислены как некий конгломерат, а задаваться как система критериев, из которых один является основным критерием регулирования, а другие – критериями-ограничениями. Такая задача решается, и её решение описано ниже.

Дотационность общественного (но негосударственного или только отчасти государственного) пассажирского транспорта вызвана условием возникновения общественного сектора, которое противоположно условию возникновения рыночного сектора. Как пишет О.Ю. Мамедов: «…функция общественного сектора экономики заключается в производстве благ в ситуации заведомого превышения “цены предложения” над “ценой спроса” (т.е. в ситуации превышения расходов над его доходами)» [50]. Следовательно, предоставляя социальные (общественные) услуги населению, государство должно взять на себя полную или частичную оплату расходов по льготным перевозкам и «социальным» (убыточным) маршрутам. Такой механизм создан и ранее предусматривал возмещение убытков предприятиям-перевозчикам от неоплаченных льготных перевозок, затем возмещение убытков заменено оплатой госзаказа на перевозку пассажиров по установленным государством тарифам. При этом тарифы рассчитываются и утверждаются для предприятий исходя из обоснованных затрат (полной себестоимости) и планируемой по установленному уровню рентабельности (в настоящее время это 20 % от полной себестоимости) прибыли.

Существует установленный порядок формирования госзаказа на перевозку льготных пассажиров и по социальным маршрутам, а также финансирования такого заказа. Выделяемые средства адресные, а общественные услуги контролируемы, т.е. предприятия подотчётны, контролируемы, регулярно проверяемы.

Механизм регулирования общественного пассажирского транспорта в Ростовской области, её городах ориентирован на социальные цели и не является чисто рыночным. Однако, как показало исследование, социальные цели в явной форме в документах, отражающих содержание экономической политики, не сформулированы. Они не доводятся в чётких формулировках до нижнего (исполнительского) уровня системы управления, непосредственных исполнителей (предприятий-производителей услуг и их работников) и потребителей услуг. Производителям и потребителям услуг известны льготы и социальные маршруты, которые необходимо учитывать при осуществлении перевозок, а также при формировании и оплате госзаказа. Однако замалчивание социальных целей экономической политики регулирования общественного пассажирского транспорта снижает показатели удовлетворённости при пользовании общественным транспортом.

Наблюдаются следующие негативные явления:

населению неизвестны порядок и методы установления тарифов и сдерживания их роста, поэтому большинство населения воспринимает очередное повышение тарифов как произвол власти. Как показало исследование, 97,7 % населения (обследованы гг. Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Шахты, Новошахтинск, Донецк) не знают о принимаемых муниципальной властью мерах по сдерживанию и регулированию тарифов. Поэтому 99,1 % населения не воспринимают экономическую политику регулирования общественного пассажирского транспорта как социально-экономическую политику, направленную во благо всего населения, но практически 100 % жителей городов соглашаются, что эта политика является политикой поддержки льготных категорий пассажиров и сохранения «социальных» (убыточных) маршрутов;

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Определение основных параметров стеллажей для хранения груза в таре
Оборудование складской подсистемы состоит, как правило, из стеллажей различных конструкций и штабелирующих машин. Точные результаты расчета ячеек при стеллажном хранении груза могут быть получены после расчета потребного количества тары, так как количество стеллажных ячеек должно соответствовать ...

Расчет численности производственных рабочих
Различают технологически необходимое (явочное) РТ и штатное (списочное) РШ число рабочих. Для их определения воспользуемся формулами: (2.45) где ТГi – годовой объем работ данного вида, чел.-×ч; ФШ, ФЯ – годовые фонды времени штатного и явочного рабочего,ч. В соответствии с рекомендация ...

Динамический расчет двигателя
Цель динамического расчета определение сил и моментов, действующих в КШМ, и установление закономерностей их изменения за рабочий цикл двигателя. Во время работы двигателя на детали КШМ действуют силы давления газов в цилиндре, силы инерции возвратно-поступательно движущихся и вращающихся масс. В т ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.transportpart.ru