Определение элементов уклонения судна в зоне гидроузла

Страница 2

Безопасные приемы управления судном на мелководье не могут быть выработаны или, во всяком случае, достаточно быстро усвоены без правильного представления физических процессов, происходящих при движении судов на мелководье, при взаимодействии их во время расхождения и обгона. Только в этом случае судоводитель может сознательно управлять судном и предвидеть последствия этого управления. В дальнейшем приемы управления судном при движении на мелководье рассматриваются параллельно с рассмотрением физических процессов, происходящих при этом.

Особенности взаимодействия и маневрирования судов при встречах и обгонах на мелководье

Расхождение и обгон в каналах безопаснее осуществлять на прямолинейных участках. Отсюда следует, что требуется заранее договориться об этом со встречным или обгоняемым судном по УКВ радиосвязи и в дальнейшем регулировать скорость хода судна так, чтобы расхождение произошло в намеченном месте.

Процесс встречи и обгона на мелководье можно условно разделить на четыре этапа: движение судна по оси судового хода с момента подачи сигнала на расхождение до момента начала уклонения к тому или иному береговому откосу; уклонение к откосу канала; движение вдоль него до момента сближения по траверзу носовых образований судов при расхождении или до момента сближения по траверзу носа или кормы судов при обгоне, движение судов параллельными курсами и выход на траекторию движения вдоль оси судового хода после расхождения или обгона.

Перед началом маневрирования при расхождении и обгоне бывает полезным уменьшить скорость движения по трем причинам. Во-первых, это позволяет иметь резерв мощности, а значит, и резерв маневрирования на случай необходимого их увеличения в процессе управления судном при дальнейшем его движении вдоль берега. Во-вторых, всякое движение по криволинейной траектории (а при уклонении к береговому откосу такое движение неизбежно) связано с появлением центробежных сил инерции, значения которых прямо зависят от квадрата скорости. В-третьих, сбавление скорости будет полезным и для уменьшения дополнительных сил и моментов, появляющихся при движении вдоль береговых откосов. При этом следует стремиться осуществить расхождение так, чтобы путь (или время) движения судна вдоль берега был как можно меньше. Снижение оборотов машин необходимо произвести заранее, еще при движении по оси судового хода, по той причине, что падение скорости судна происходит постепенно на значительном расстоянии. В том случае, если снижение оборотов машин будет осуществлено непосредственно во время уклонения к берегу, то скорость судна не успеет упасть и желаемого эффекта маневр не даст. Следует сказать, что скорости судов при расхождении на мелководье регламентированы. Эти скорости являются безопасными при расхождении с любым из судов.

Уклонение к берегу следует выполнять по возможно более пологой траектории, это связано опять же с уменьшением значений центробежных сил инерции, которые обратно пропорционально зависят от радиуса кривизны траектории.

Движение вдоль берегового откоса характеризуется тем, что по сравнению с движением по оси судового хода нарушается симметричность обтекания корпуса судна. Как правило, в носовой оконечности судна с борта, находящегося близко к берегу, образуется повышение уровня свободной поверхности воды. Затем уровень вдоль этого борта падает и становится ниже, чем у противоположного, особенно эта разница становится значительной в кормовой оконечности судна. Наличие разностей уровней свободной поверхности воды с бортов судна приводит к перераспределению давлений вдоль корпуса судна по сравнению с симметричным обтеканием при движении по оси судового хода.

Характерным является то, что в носу судна возникают силы отталкивания от откоса , а в корме — силы присасывания. Причем, как показывает опыт, кормовые силы присасывания будут тем больше, чем больше скорость судна и чем меньше расстояние между его бортом и береговым откосом.

Момент от кормовых сил присасывания стремится развернуть судно носом в сторону оси судового хода. Судоводителям следует особое внимание обращать на момент выравнивания судна параллельно берега после уклонения от оси. На описанную картину при этом "накладывается" еще раскат кормы в сторону откоса берега.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем также:

Техническое состояние и безопасность автотранспортных средств
Введение в действие Правил ЕЭК ООН в качестве государственных стандартов обеспечивает как совершенствование конструктивной безопасности, так и в целом повышение безопасности дорожного движения и уменьшение экологического воздействия транспорта на окружающую среду, способствует приведению показател ...

Динамический расчет двигателя
Динамический расчет кривошипно-шатунного механизма заключается в определении суммарных моментов и сил, возникающих от давления газов и сил инерции. По этим силам рассчитывают основные детали на прочность и износ, а также определяют неравномерность крутящего момента и степень неравномерности хода д ...

Колесно-моторный блок
Колесно-моторный блок имеет опорно-осевую подвеску тягового электродвигателя. Точка опоры тягового электродвигателя на раме выполнена в виде двух кронштейнов на остове, которые охватывают пружинный комплект, укрепленный на кронштейне рамы тележки. На конусный консольный конец вала якоря тягового ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.transportpart.ru