Для подавляющего большинства морских транспортных судов основными критериями при выборе их оптимального пути являются безопасность плавания и минимум времени перехода, составляющие базу эффективной работы морского транспорта. Большую помощь при выборе пути судна оказывает руководство «Океанские пути мира», в котором на основе многолетнего плавания на основных маршрутах приведены основные пути между наиболее важными пунктами Мирового океана с учётом сезонных изменений гидрометеорологических условий плавания.
Наивыгоднейший путь судна из одной точки на земной поверхности в другую совпадает с кратчайшим расстоянием между этими точками, то есть с дугой большого круга. Трудность заключается в том, что на применяемых для целей судовождения меркаторских картах ортодромия в виде прямой линии не изображается. На них для прокладки удобнее использовать локсодромию.
При плавании по экватору и меридиану или вблизи их ортодромия и локсодромия совпадают. Но с увеличением широты на курсах отличающихся от 0 или 180, эта разница возрастает.
Выбранная нами трасса не содержит трансокеанский переход, следовательно, на практике расчет дуги большого круга не нужен. В данном курсовом проекте я рассмотрел эту часть на примере перехода Tsugaro Kaikyo (41˚39`N; 141˚19`E, Japan) – Baja Kalifornia (27˚37`N; 118˚08`W, Mexico), тем самым продемонстрировал знания в этом вопросе. Результаты расчета приведены в табл. 1.7.
1. Рассчитываем расстояние и курс по локсодромии
н = 41˚39`N к = 27˚37`N
н = 141˚19`E к = 118˚08`W
_к н |
27˚37` 41˚39` |
_к н |
-118˚08` 141˚19` |
РШ РШ |
-14 02' -842' |
РД РД |
-259 27' (100 33') 633' |
РМЧ= 3437,75*ln (tg (45+к/2)/tg(45+н/2)
РМЧ= -1028,3734’
Кл= arcos (РМЧ/√РМЧ²+РД²)
Кл= arccos(-1028,3734'/sqrt((-1028,3734')^2+(633')^2))=99,6o
Sл= РШ/cos Kл
Sл= -842/cos 99,6=5033’
Рассчитываем расстояние по ортодромии между заданными точками
Cos D = cos(90-н)сos(90-к) + sin(90-н)sin(90-к)cos РД
Cos D = cos(90 - 41˚39`)сos(90 - 27˚37`) + sin(90 - 41˚39`)sin(90 - 27˚37`)x
x cos (-15567’) = 0,186844
D= 4753'
Рассчитываем начальный и конечный курсы по ортодромии
Кн= arctg(sin[РД]/(tg к*cos н – sin н*cos РД))
Кн= arctg(sin[-259 27']/(tg 27˚37`*cos 41˚39` – sin 41˚39`*cos(-259 27'))) = 062,5
Кк= arctg(sin[РД]/(-tg н*cos к + sin к*cos РД))
Кк= arctg(sin[-259 27']/(-tg(41˚39`)*cos (27˚37) + sin (27˚37)*cos(-259 27') )) = 130,7
Рассчитываем координаты промежуточных точек и заносим результаты в табл. 1.7
φi = arctg((sin РДi /tg Кн +sin н*cos РДi)/cos н)
φ1 = arctg((sin 941' /tg 062,5+sin (41˚39`)*cos 941')/cos(41˚39`))
φ1 = 4433,3'N
φ2 = arctg((sin 1941' /tg 062,5+sin (41˚39')*cos 1941')/cos(4139'))
φ2 = 46˚49.9`N
Таблица 1.7 Промежуточные точки при расчете ДБК
φ |
λ |
КУРС |
ДИСТАНЦИЯ |
41˚39.0`N |
141˚19.0`E |
062.5o |
418.2 |
44˚33.3`N |
150˚00.0`E |
068.4 o |
440.4 |
46˚49.9`N |
160˚00.0`E |
075.6 o |
412.5 |
48˚07.0`N |
170˚00.0`E |
082.9 o |
399.5 |
48˚30.2`N |
180˚00.0`E |
090.4 o |
400.2 |
48˚01.1`N |
170˚00.0`W |
097.9 o |
414.9 |
46˚37.5`N |
160˚00.0`W |
105.3 o |
444.6 |
44˚13.6`N |
150˚00.0`W |
112.4 o |
491.5 |
40˚39.3`N |
140˚00.0`W |
119.2 o |
557.7 |
35˚40.8`N |
130˚00.0`W |
125.3 o |
643.5 |
29˚03.2`N |
120˚00.0`W |
130.7 o |
131.0 |
27˚37.0`N |
118˚00.0`W |
Рекомендуем также:
Расчет тягового баланса автомобиля
Движение автомобиля по дороге возможно только в том случае, если сила тяги, развиваемая на ведущих колесах автомобиля, больше или равна сумме сил дорожных сопротивлений. Если величина силы тяги PТ превышает сумму сил дорожных сопротивлений, то этот запас используется либо на ускорение автомобиля, ...
Типы деповских зданий и их сравнительная оценка
По конфигурации и взаимному расположению стойл и мастерских различают следующие основные типы зданий (рис. 88): павильонное (а), ступенчатое (б), веерное без поворотного круга (в), веерное с поворотным кругом (г), комбинированное (д).
Первые два типа зданий прямоугольные. В зависимости от числа с ...
Оценка точности места
Навигационная безопасность мореплавания обеспечивается счислением пути судна и периодическими обсервациями только с учётом их точности, которая традиционно оценивается среднеквадратической погрешностью СКП (М), вероятность которой составляет Р = 63%.
Однако «Стандартами точности судовождения» ИМО ...