Из графика видно, что в ходе исторического развития начиная с периода 4 века до нашей эры и кончая эпохой современности, в конструкции землеройных машин (в том числе и одноковшового экскаватора) произошли закономерные изменения.
Особенностью последних является то, что они подчиняются закону S-образного развития технических систем. И в этом случае генезис одноковшового экскаватора не является исключением.
В генезисе экскаватора наблюдается характерные три этапа:
– на первом этапе присутствуют «пионерные изобретения» такие как, парусная доска с колесами, рычаг, клин, ворот, гибкий орган простой блок, подвижный блок, ковшевой рабочий орган, в последствии – землечерпалка Леонардо да Винчи, которая практически в неизменном виде до 17 столетия дошла в неизменном виде. В дальнейшем объединение подвижных и неподвижных блоков в единую систему – полиспаст, дополненные опорными, конструктивными элементами (металлоконструкции стрелы и рукояти). При этом, несмотря на простоту исходных изобретений, они решали серьезные проблемы и имели высокий уровень изобретения. Именно с этих исходных элементов «родился» современный «одноковшовый экскаватор»;
– на втором этапе характерным моментом является достройка «неполной» технической системы до «полной» (имеется в виду современный одноковшовый экскаватор). Достройка шла по линии: «рабочий орган (веревки – стальные канаты)»; «трансмиссия (система передач и изменения механической энергии в виде блоков, полиспастов, опорных элементов, металлоконструкций и т.д.)»; «энергосиловых установок (ручной привод, использование мышечной энергии животных, энергии падающей воды, энергии пара, энергии органического, жидкого топлива и электроэнергии)» и подсистемы «управления» (остановы, тормоза механические и электромеханические, системы управления приводными двигателями и приборы безопасности).
Преимущественно, уровень изобретения второго этапа снижается с 2 до 0,5 при одновременном нарастании «идеальности» за счет приобретения экскаватором дополнительных, полезных функций (расширение зоны обслуживания, увеличения грузоподъемности, обеспечения устойчивости и др.).
– на третьем этапе характерным моментом является стабилизация идеальности. Это является характерным признаком наступившей стагнации (застоем) в развитии экскаватора. На этом этапе система радикально никак не меняется, происходит лишь оптимизация ее составляющих элементов. Оптимизационные процессы не приводят к качественному скачку в развитии подсистем экскаватора, что подтверждает низкий уровень изобретений (преимущественно 1) на этом этапе. Дальнейший процесс развития экскаватора становится невозможным в виду накопившихся в исходном, конструктивном решении противоречий.
Законы развития технических систем
Технические системы развиваются в соответствии с законами развития технических систем.
Закон – это «необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе».
Увеличение степени идеальности
Развитие технических систем есть процесс повышения их степени идеальности. Повышение идеальности технических систем проявляется в росте относительных параметров (характеристик), то есть отношения полезных характеристик (мощности, производительности, точности, надежности и других) к вредным (потери, помехи и так далее) или к конструктивным (вес, размеры, трудоемкость изготовления и так далее). В системе экскаватор в идеале, должно быть:
· сам устанавливает параметры рабочего процесса – потоки мощности к рабочему органу, изменять траекторию движения ковша по пути наименьшего сопротивления;
· сам управляет скоростью движения.
Вытеснение человека из технической системы
В процессе развития экскаваторов происходит поэтапное вытеснение из нее оператора, то есть техника постепенно берет на себя ранее выполнявшие им функции, тем самым, приближаясь к полной (без участия человека) системе. Функцию вытеснения человека в современном гидравлическом экскаваторе берет на себя подсистема гидравлического привода. В частности – от перегрузок систему спасает предохранительный клапан. Потому что в существующей конструкции отсутствуют реальные механизмы саморегулирования и самоадаптации.
Рекомендуем также:
Расчет станционного
интервала неодновременного прибытия
неч
Схема станции.
2001
2002
чет
Станционным интервалом неодновременного прибытия называется минимальное время от момента прибытия поезда одного направления до момента прибытия или проследования поезда встречного направления.
2001 2002
2001 ...
Охрана труда
Большую часть по ремонту экипажа и тяговых электродвигателей производят в смотровой канаве под тепловозом. До постановки локомотивов на скатоподъёмник для выкатки колёсной пары необходимо убедиться в исправности скатоподъёмника (запоров, домкратов, электроаппаратуры, настилов и т. д.). Тепловоз сл ...
Национальные ограничения весовых параметров АТС в странах Европы, СНГ и
Балтии
Страна
Нагрузка, тс, на
Полная масса, т
одиночную ось
двухосную тележку
трехосную тележку
1
2
3
4
5
Австрия
10,0
16,0
-
38
Англия
9,3
16,3
22,9
38
Бельгия
12,0
-
-
44
Болгария
10,0
13,0-18,0
-
...