Коленчатый вал - одна из основных деталей двигателя, определяющая вместе с другими деталями цилиндропоршневой группы его ресурс. Ресурс коленчатого вала характеризуется двумя показателями: усталостной прочностью и износостойкостью. Коленчатый вал воспринимает через шатуны усилия, действующие на поршни, и передает их механизмам трансмиссии. От него приводятся в действие различные механизмы двигателя.
Коленчатый вал (рисунок 1.1) состоит из следующих основных элементов:
а) коренных шеек 1, которыми вал опирается на коренные подшипники, расположенные в картере;
б) шатунных шеек 11;
в) щек 2 и 12, связывающих коренные и шатунные шейки; для уменьшения концентрации напряжений, места перехода шеек в щеки выполнены в виде закруглений 13, называемых галтелями;
г) носка (переднего конца);
д) хвостовика (заднего конца).
Рисунок 1.1- Коленчатый вал дизеля Д-240:
1 - коренная шейка; 2 - щека; 3 - упорные полукольца; 4 - нижний вкладыш пятого коренного подшипника; 5 - маховик; 6 - маслоотражатель; 7 -установочный штифт; 8 - болт крепления маховика; 9 - зубчатый венец; 10 - верхний вкладыш пятого коренного подшипника; 11 - шатунная шейка; 12 - щека; 13 - галтель; 14 - противовес; 15 - болт крепления противовеса; 16 - замковая шайба; 17 - шестерня коленчатого вала; 18 - ведущая шестерня привода масляного насоса; 19 - упорная шайба; 20 - болт; 21 - шкив; 22 - канал подвода масла в полость шатунной шейки; 23 - пробка; 24 - полость в шатунной шейке; 25 - трубка для чистого масла.
При эксплуатации двигателя в результате действия высоких и непостоянных динамических нагрузок от давления газов и сил инерции возвратно-поступательно движущихся и вращающихся частей вал подвергается кручению и изгибу, отдельные поверхности (шатунные и коренные шейки и др.) - изнашиванию. В структуре металла накапливаются усталостные повреждения, возникают микротрещины и другие дефекты. Износ элементов определяют, используя универсальный и специальный мерительный инструмент. Для обнаружения трещин используют магнитные дефектоскопы. При эксплуатации у коленчатых валов возникает, как правило, много дефектов, основные из которых приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Основные возможные неисправности коленчатых валов и способы их устранения
Дефект |
Основные способы устранения |
Износ: коренных и шатунных шеек; овальность, конусность, задиры |
Шлифование под ремонтный размер. Нанесение покрытий наплавкой, электроконтактной приваркой ленты, газотермическим напылением порошковых материалов, металлизацией. Постановка полуколец, пластинирование. |
посадочных мест под распределительную шестерню, шкив и маховик |
Наплавка, электроконтактная приварка ленты, металлизация. |
маслосгонной резьбы |
Углубление резьбы резцом до нормального профиля |
поверхности фланца под маховик |
Наплавка, металлизация |
штифтов под маховик |
Замена штифтов |
шпоночных канавок |
Фрезерование под увеличенный размер шпонок, новой шпоночной канавки. Наплавка с последующим фрезерованием шпоночной канавки |
посадочного места наружного кольца шарикоподшипника в торце вала |
Растачивание посадочного места. Запрессовка втулки |
Отверстий под штифты крепления маховика |
Развертывание под ремонтный размер; заварка |
Резьбы (срыв более двух ниток резьбы) |
Растачивание или зенкерование с последующим нарезанием резьбы увеличенного размера; углубление резьбовых отверстий с последующим нарезанием такой же резьбы под удлиненные болты (пробки). Постановка резьбовых спиральных вставок |
Скручивание вала (нарушение расположения кривошипов) |
Шлифование шеек под ремонтный размер; наплавка шеек с последующей обработкой |
Торцовое биение фланца |
Подрезание торца фланца точением или шлифованием |
Изгиб вала: до 0,15…0,20 мм до 0,20…1,20 мм |
Шлифование под ремонтный размер Правка под прессом или чеканка щек |
Трещины на шейках вала |
Шлифование под ремонтный размер. Разделка трещин с помощью абразивного инструмента, заварка |
Рекомендуем также:
Результаты аналитического этапа
В результате выполнения причинно – следственного анализа определены ключевые задачи и концептуальные направления, которые являются основой для разработки концепций совершенствования рабочего процесса и конструкции экскаватора.
Устранение источников нежелательных эффектов возможно с использованием ...
Полет на крейсерском режиме
,
где — аэродинамическое качество на крейсерском режиме;
— коэффициент, учитывающий изменение тяги по скорости полёта;
— коэффициент, учитывающий изменение тяги при дросселировании.
= 0,85 .0,9 для крейсерского режима.
Обеспечение заданной длины разбега
,
где — нагрузка на крыло (к ...
Результаты решения тяговой задачи и их анализ
Результаты решения тяговой задачи представлены в виде графиков на рис.3.1., где приведены скорость поезда V, проходимый поездом путь S, потребляемый электровозом ток iэ, расход энергии на движение поезда W и профиль пути, представленный как разность высот между точкой отправления и текущим положен ...